Заповедная система России — это система Особо Охраняемых Природных Территорий — участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима охраны в Российской Федерации существуют следующие категории ООПТ:

  1. государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
  2. национальные парки;
  3. государственные природные заказники;
  4. памятники природы;
  5. природные парки;
  6. дендрологические парки и ботанические сады.

На текущий момент (весна 2018 г.) у нас насчитывается:

  • 108 заповедников;
  • 54 национальных парка;
  • 61 заказник федерального и 2’302 заказника регионального значения;
  • 7’824 памятника природы;
  • 97 природных парков;
  • 100 дендрологических парков и ботанических садов;
  • 1’555 ООПТ местного (муниципального) значения различных категорий.

Всего — 12’101 действующих ООПТ федерального, регионального и местного (муниципального) значения.

В дипломных программах «World Wide Flora & Fauna» (WWFF) и «Russian Flora & Fauna» (RFF) могут быть зарегистрированы только действующие ООПТ этих категорий площадью 1 и более га. Регистрация означает присвоение конкретной ООПТ уникального номера (референции) вида RFF–nnnn, где «nnnn» — уникальное четырёхзначное число.

Нумерация референций в WWFF соответствует их нумерации в RFF.

Регистрацией ООПТ в национальной программе RFF занимается национальный координатор WWFF, а во всемирной программе WWFF — Directory manager WWFF по представлению национального координатора. При регистрации новой референции в Справочнике RFF и WWFF Directory указывается дата, с которой связи с соответствующей ООПТ засчитываются на дипломы.

При ликвидации ООПТ или её слиянии с другой ООПТ для создания ООПТ большей площади, другой категории и с другим названием соответствующая референция становится недействительной и QSO с ней более не засчитываются. В Справочнике RFF и WWFF Directory делаются пометки «удалено» («deleted») и дата, с которой референция более не засчитывается. Реорганизация ООПТ с изменением площади, категории, несущественным изменением названия не ведёт к удалению референции.

За формирование и поддержание в актуальном состоянии Справочника RFF отвечает национальный координатор WWFF. Справочник RFF публикуется на национальном web-ресурсе RFF (по состоянию на весну 2018 года это http://www.outdoorQRP.org) и на web-сайте WWFF http://wwff.co/directory/.

Посмотреть снова:


«Российская Флора и Фауна». Общие положения
«Всемирная Флора и Фауна» («World Wide Flora and Fauna»)
«Заповедная Россия»
О справочнике RFF
Приложение 1. Перечень субъектов РФ и Федеральных округов, их обозначения в Справочнике RFF
Приложение 2. Перечень территорий РФ по списку диплома «Р-150-С» и их условные обозначения

Дипломная программа RFF одним файлом, PDF, 138 kB, v. 1.01

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

Здесь пока нет комментариев

Russian Nature Protecting system is a system of Specially Protected Nature Areas (SPNA) — land, water surface and airspace over them, where natural complexes and objects are located having special environmental, scientific, cultural, aesthetic, recreational and health value. These natural complexes and objects are withdrawn in whole or partly from economic use and the regime of special protection is established for them.

Given the nature of the protection regime, there are the following categories of SPNA in the Russian Federation:

  1. Zapovednik (state nature reserves, including biosphere reserves);
  2. Natsionalny park (National park);
  3. Zakaznik (preserve, refuge, wildlife sanctuary, protected landscape, reserve forest etc);
  4. Pamyatnik prirody (Nature monument);
  5. Prirodny park (Natural park);
  6. Dendrologicheskiy park, botanicheskiy sad (dendrological parks and botanical gardens).

At the current time (spring 2018) we have:

  • Zapovednik: 108;
  • Natsionalny park: 54;
  • Zakaznik: 61 federal and 2'302 regional subjection;
  • Pamyatnik prirody: 7'824;
  • Prirodny park: 97;
  • Dendrologicheskiy park, botanicheskiy sad: 100;
  • SPNA of local (municipal) subjection of different categories: 1'555.

In total — 12’101 currently functioning SPNAs of federal, regional and local (municipal) subjection..

Only currently functioning SPNAs of these categories with an area of 1 and more hectares can be registered in “World Wide Flora & Fauna” (WWFF) and “Russian Flora & Fauna” (RFF) award programs. Registration means the assignment of a specific reference number of a specific RFF-nnnn  type, where “nnnn”  is a unique four-digit number.

The numbering of references in WWFF is same as their numbering in the RFF.

The national RFF coordinator is responsible for the registration of SPNAs in national RFF award program, and WWFF Directory manager  is responsible for their acception and approving in global WWFF award program on the submission of national RFF coordinator. If a new SPNA is registered, the date is indicated in RFF and WWFF Directories, when the reference to relevant SPNA became valid for awards.

When a SPNA is liquidated or merged with another SPNA to create a larger protected area with different name, the corresponding reference becomes invalid and the QSO with it no longer counts. The RFF and WWFF Directory marks the reference as "deleted" and the date with which the reference is no longer counted. Reorganization of SPNA with a change in area, category, an insignificant change of name does not lead to the deleting of the reference.

The national RFF coordinator is responsible for the formation and maintenance of the RFF Directory in the latest state. The RFF Directory is published on the national RFF web resource (http://www.outdoorQRP.org as of spring 2018) and on the WWFF website http://wwff.co/directory/.

Read again:


“Russian Flora and Fauna”. General Terms
“World Wide Flora and Fauna” series
“Sanctuary Russia” series
About RFF Directory
Appendix 1. Entities of the Russian Federation and Federal Districts, their designations in the RFF Directory
Appendix 2. Territories of the Russian Federation and their designations based on the “R-150-S” award's list

RFF Award program in one file, PDF, 94 kB, v. 1.01

  1. Comments (0)

  2. Add yours

Comments (0)

There are no comments posted here yet